Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
инвалидов рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности
системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации», ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В широко обсуждаемом
среди специалистов Специальном федеральном государственном стандарте
отмечается, что целью специального образования детей с ограниченными
возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или
социализация. При этом важнейшим условием социализации ребенка с
ограниченными возможностями является сознательное участие семьи в
процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует
педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок
получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс
общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата
семьи, от готовности родителей помочь своему ребенку.
Статистические данные свидетельствуют о том, что группа детей с
особенностями психофизического развития чрезвычайно неоднородна. Это
определяется разнообразием видов нарушений психофизического развития
(нарушения слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата,
эмоциональной сферы, интеллектуальная недостаточность), временем
наступления нарушения и его глубиной, своевременностью и качеством
коррекционно-педагогической и психологической помощи, характером
отношений в семье и др. Спектр различий психофизического развития этих
детей огромен: от детей, испытывающих временные и достаточно легко
устранимые трудности, до детей с тяжелыми и множественными нарушениями
психофизического развития. Кроме того, выраженный диапазон различий имеет
место и в каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и внедрение в
практику множества вариантов содержания образования, которое
соответствовало бы возможностям каждого ребенка.
Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и
ставит систему образования перед необходимостью переосмысления позиции
педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к
работе в новых условиях с «иными» детьми, а также определения роли и доли
участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ в различных
образовательных условиях.
В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ сложилось представление
о необходимости оказания комплексной помощи не только самому ребенку, но
и его семье. Проведенный нами мониторинг показал, что родители детей с ОВЗ
не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (41,9 %),
лечения (38,9 %) , воспитания (63,9 %), обучения (54,2 %), общения (77,4 %),
развития (41,9 %). В настоящее время, на наш взгляд, отсутствует научно
обоснованная и экспериментально отработанная неинституциональная модель
взаимодействия педагогов-дефектологов с семьей, воспитывающей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. Это оказывает негативное влияние на
эффективность воспитания и обучения такого ребенка и его социализацию.
Еще М. Лютер, Я.А. Каменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель
и другие исследователи говорили о том, как много в воспитании детей зависит
от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями в
достаточной мере не владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей
зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях
реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах
ухода, воспитания и обучения.
Актуальность создания сборника продиктована необходимостью
формирования родительской компетенции, готовности к взаимодействию с
детьми и оказанию им помощи в ходе получения ими образования.
Предлагаемый сборник ставит задачу в вопросительно-ответной форме
изложить основные позиции психолого-педагогической характеристики всех
категорий детей с ОВЗ, а также направления, формы, особенности их обучения
и воспитания в условиях образовательной интеграции/инклюзии и тем самым
способствовать формированию готовности родителей и педагогов к работе в
условиях образовательной интеграции/инклюзии.
При подготовке сборника использовались многочисленные публикации
научного, учебного и методического характера, которые внесены в список
источников.
Содержание представленного пособия проходит апробацию в рамках
проекта «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда»,
реализуемого Волгоградской региональной общественной организацией
«Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов».