МОУ «Новомичуринская СОШ №2 им. И.В. Мичурина» Пронского района Рязанской области.
  • Доступная среда

    Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
    инвалидов рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности
    системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об
    образовании в Российской Федерации», ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О
    коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В широко обсуждаемом
    среди специалистов Специальном федеральном государственном стандарте
    отмечается, что целью специального образования детей с ограниченными
    возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или
    социализация. При этом важнейшим условием социализации ребенка с
    ограниченными возможностями является сознательное участие семьи в
    процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует
    педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок
    получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс
    общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата
    семьи, от готовности родителей помочь своему ребенку.
    Статистические данные свидетельствуют о том, что группа детей с
    особенностями психофизического развития чрезвычайно неоднородна. Это
    определяется разнообразием видов нарушений психофизического развития
    (нарушения слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата,
    эмоциональной сферы, интеллектуальная недостаточность), временем
    наступления нарушения и его глубиной, своевременностью и качеством
    коррекционно-педагогической и психологической помощи, характером
    отношений в семье и др. Спектр различий психофизического развития этих
    детей огромен: от детей, испытывающих временные и достаточно легко
    устранимые трудности, до детей с тяжелыми и множественными нарушениями
    психофизического развития. Кроме того, выраженный диапазон различий имеет
    место и в каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и внедрение в
    практику множества вариантов содержания образования, которое
    соответствовало бы возможностям каждого ребенка.
    Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и
    ставит систему образования перед необходимостью переосмысления позиции
    педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к
    работе в новых условиях с «иными» детьми, а также определения роли и доли
    участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ в различных
    образовательных условиях.
    В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ сложилось представление
    о необходимости оказания комплексной помощи не только самому ребенку, но
    и его семье. Проведенный нами мониторинг показал, что родители детей с ОВЗ
    не считают себя компетентными в вопросах ухода за ребенком (41,9 %),
    лечения (38,9 %) , воспитания (63,9 %), обучения (54,2 %), общения (77,4 %),
    развития (41,9 %). В настоящее время, на наш взгляд, отсутствует научно
    обоснованная и экспериментально отработанная неинституциональная модель
    взаимодействия педагогов-дефектологов с семьей, воспитывающей ребенка с
    ограниченными возможностями здоровья. Это оказывает негативное влияние на
    эффективность воспитания и обучения такого ребенка и его социализацию.
    Еще М. Лютер, Я.А. Каменский, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель
    и другие исследователи говорили о том, как много в воспитании детей зависит
    от родителей. Но родители детей с ограниченными возможностями в
    достаточной мере не владеют педагогическими знаниями. Проблемы семей
    зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях
    реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах
    ухода, воспитания и обучения.
    Актуальность создания сборника продиктована необходимостью
    формирования родительской компетенции, готовности к взаимодействию с
    детьми и оказанию им помощи в ходе получения ими образования.
    Предлагаемый сборник ставит задачу в вопросительно-ответной форме
    изложить основные позиции психолого-педагогической характеристики всех
    категорий детей с ОВЗ, а также направления, формы, особенности их обучения
    и воспитания в условиях образовательной интеграции/инклюзии и тем самым
    способствовать формированию готовности родителей и педагогов к работе в
    условиях образовательной интеграции/инклюзии.
    При подготовке сборника использовались многочисленные публикации
    научного, учебного и методического характера, которые внесены в список
    источников.
    Содержание представленного пособия проходит апробацию в рамках
    проекта «Родители детей с ОВЗ и педагоги-дефектологи – одна команда»,
    реализуемого Волгоградской региональной общественной организацией
    «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов».

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie